17 авг. 2016 г.

Версия с правом на жизнь

Об особенностях и противоречиях верховажского строительного бизнеса.

В прошедшее воскресенье отмечался День строителя. Можно смело сказать, что для района это массовый праздник, поскольку строителем в той или иной мере считает себя каждый второй верховажский мужчина. Не считая каждого первого. Что вполне естественно. У настоящего мужика должна спориться в руках любая работа. Тем не менее, наёмный труд при обустройстве домов и инженерных коммуникаций остаётся широко востребованным.

Особенно в связи с высокой степенью специализации многих видов деятельности, для выполнения которых нужны не только недюжинные навыки и опыт, но и без преувеличения настоящее мастерство. Да людей уже и не устраивает тот уровень комфорта и благоустройства, что считался нормой ещё пару десятков лет назад.

Корреспондент «Верховажского вестника» попытался разобраться в тенденциях и «подводных течениях» верховажского рынка строительных услуг. Отнюдь не претендую на то, чтобы все написанное воспринималось как «истина в последней инстанции». Просто высказываю своё видение ситуации на основании полученной из определённых источников информации. Главным образом, анонимных. Ниже вы поймёте, почему. Прошу читателей воспринимать это лишь как одну из версий, имеющую право на существование.

Оптимальный вариант

Думаю, на стройматериалах акцентировать внимание нет смысла. При желании, финансовых возможностях и при определенной предприимчивости можно купить все, что душа пожелает. Если не в местных магазинах, то заказать искомое за пределами района. Другое дело – подобрать классного исполнителя работ. И вот тут появляется масса вариантов. Главное – выбрать наиболее оптимальный. Устраивающий и по цене, и по качеству реализации проекта. Здесь заказчику предстоит крепко подумать, прежде чем оформлять трудовые отношения с потенциальным подрядчиком.

Дело в том, что нынешний рынок строительных услуг формировался в Верховажье и районе по большей части стихийно, методом проб и ошибок. На «руинах» стройкомплекса советских времен, когда «правили бал» большие специализированные предприятия, вроде памятного верховажским старожилам МСО, даже по тем деньгам имевшего миллионные подряды. Освободившуюся после упразднения крупных производств «нишу» постепенно начали заполнять «частники» из числа потерявших работу «спецов». Да и у так называемых «халтурщиков», которых было немало и в «застойные» годы, заказов прибавилось.

Элемент стихийности

Впрочем, с тех пор много воды утекло. За последние годы верховажский строительный рынок, пройдя все стадии «болезни роста», сумел существенно цивилизоваться и упорядочиться. Пусть ещё и не сложился окончательно. С определённой долей уверенности можно говорить о том, что «сферы интересов» между потенциальными конкурентами уже в основном поделены. Новичков, выскочивших, как «чёртик из табакерки», способных сбить цену, но главное, по неопытности «запороть» объект и дискредитировать профессию откровенно не любят.

 Хотя элемент стихийности остаётся по-прежнему чрезмерно высоким. О стабильных, постоянных, «системных» заказах, благодаря чему можно бы было планировать развитие производства на перспективу, расширение своего дела, большинству участников рынка остаётся только мечтать. Поневоле приходится делать ставку лишь на получение разовых, периодических подрядов. А это неопределенность, непредсказуемость со всеми вытекающими отсюда последствиями. Создание же общего «банка данных» или реестра, назовите, как хотите, рыночных игроков – что-то из области фантастики. И вот почему.

В глубокой «тени»

К понятной досаде фискальных органов, значительная доля участников этого сегмента рынка находится в «теневом» поле. То есть они нигде официально не зарегистрированы, не поставлены на учёт и, соответственно, не платят налогов. И не в их интересах «светиться», чтобы не обрести массу ненужных проблем. Понятно, что на разговор с представителем прессы подобные «частники» идут неохотно. А если и решаются поделиться какой-то информацией, то исключительно на анонимной основе, без упоминания не только конкретных фамилий, но и имён. Журналистская этика обязывает меня держать данное слово. Что же мешает «подпольщикам» узаконить свои отношения с властью?

– Стоит мне выйти из «тени», к примеру, зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или, если есть стартовый капитал, учредить какое-нибудь ООО, как я сразу стану должен всем подряд, – жалуется мой собеседник. – Из птицы свободного полёта, пусть и работающего на свой страх и риск, я автоматически превращусь в подневольного человека. Пытался подсчитать, как это скажется на моем маленьком бизнесе. Получается два варианта: или «класть зубы на полку», или в два раза повышать расценки и драть с заказчика двойную цену. Впадать в нищету как-то не хочется, семью нужно кормить, как и терять постоянную клиентуру, которой постепенно оброс. Получается замкнутый круг. Тем не менее, в глубине души я продолжаю надеяться на то, что законодательная власть рано или поздно примет щадящие законы, касающиеся налогообложения малого предпринимательства. Увы, пока этого не видно.

По прейскуранту

Теперь о том, что касается ценообразования на строительном рынке. При всех случающихся накладках все же существует достаточно стабильная и не подверженная резким колебаниям такса оплаты за выполнение тех или других видов работ. Не считая надбавки «на инфляцию». Идёт ли речь об установке стеклопакетов, замене полов, обустройстве системы водоснабжения, укладке облицовочной либо тротуарной плитки или другой строительной операции.

Другой мой «визави» клятвенно заверил, что участники бизнеса со стажем стараются соблюдать негласные ценовые правила игры, несмотря на неизбежные разногласия конкурентного свойства. Себе дороже всякий раз заново приноравливаться к неожиданно меняющемуся прейскуранту.

Если верить третьему моему собеседнику, то верховажский рынок строительный услуг существенно дешевле вологодского. Причина понятна – более низкая платёжеспособность потенциальных клиентов в глубинке вынуждает подрядчиков сдерживать свои аппетиты. Передаю его оценку почти слово в слово:
– Загляни в Интернет, посмотри прайс-листы на строительные, ремонтные, отделочные работы по Вологде. Затем раздели тамошние цены на два, и получишь расценки, действующие в Верховажье. Пусть это будут и приблизительные цифры, но для общего представление об «индексе» ценообразования вполне достаточно.

Профессионалы и «халявщики»

Ещё одна особенность местного строительного рынка – неоднородность квалификации исполнителей. Впрочем, это, скорее, правило, характерное не только для нашего района. Наряду с «фирмами», работающими профессионально и заботящимися о своей репутации, как и везде, есть откровенные «халявщики». Для таких ничего не стоит обмануть и «развести» на деньги одинокую старушку, ничего не смыслящую в строительном деле. То есть осторожность при выборе подрядчика просто необходима. И руководствоваться при этом приходится в первую очередь доброй славой, которая передаётся о той или иной бригаде из уст в уста по Верховажью. Такова специфика нашей глубинки.

Владимир БАСОВ. «Верховажский Вестник»  № 63 16 августа 2016 г.

Фото Натальи ШИПИЦЫНОЙ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий