17 февр. 2016 г.

Как остаться «на плаву». Из повседневной жизни верховажских автобусников

  
Три года назад из-за финансовых проблем закрылась основная организация по перевозке пассажиров в районе – ОАО «ВерховажьеАвто». Как известно, его правопреемником стал индивидуальный предприниматель Виктор Фоминский. Для того, чтобы остаться «на плаву», автопредприятию пришлось пройти процедуру реорганизации и пойти на максимальное снижение затрат на предоставление услуги. Как социально ориентированный автобусный бизнес выживает в нынешнее непростое время? Чтобы выяснить это, в гостях у пассажироперевозчиков побывали представители районной и сельской властей. Корреспондент «Верховажского Вестника» с места событий.


Предыстория вопроса. В свое время «ВерховажьеАвто» владело мощной производственной базой – отапливаемыми гаражами и мастерской для ремонта техники. Площадей для размещения транспорта было с избытком, часть боксов даже сдавали в аренду. Минувшей весной Виктор Фоминский «сотоварищи» были вынуждены оттуда съехать, поскольку Вологодское «головное» предприятие ПАТП-2, тоже находящееся в сложной экономической ситуации, начало избавляться от своих периферийных активов, и у комплекса помещений появился другой хозяин. Рассказывают, сделка по покупке ликвидного имущества обошлась новому владельцу в три миллиона рублей.

Обустраиваться заново пришлось практически на пустом месте. Благо власти помогли взять земельный участок в аренду. Началом будущей базы послужил списанный автобус, который использовался как бытовка, мастерская и обогревочный пункт «в одном флаконе».

– Хорошо, что выселили, а, точнее, выгнали из наших бывших гаражей в мае, а не, к при-меру, в ноябре, – рассказывает Виктор Фоминский. – Иначе просто не знаю, как бы справились с обслуживанием техники. Летом еще ничего, но с приходом осени, когда начались дожди, поняли: без крыши над головой нипочем не обойтись. Стали строиться общими силами. Где найти необходимый материал? Ничего не поделаешь, пришлось разобрать новый, уже подведенный под крышу дом моего сына, а брус пустили на постройку гаража. Мы то вышли из положения, а сын без дома остался.

Пусть и в спешке, но до зимних морозов удалось обзавестись собственным помещением. У предприятия теперь имеется бокс, куда загоняют технику для ремонта, мастерская , оборудованная токарным станком, сторожка для круглосуточной охраны объекта. Плюс удобная эстакада. Правда, все это хозяйство требует доведения «до ума»: доделки и утепления. Пока лишь мечта – теплая мойка. Впрочем, лиха беда начало. Автобусники надеются, что со временем обустроятся здесь капитально, основательно всерьез и надолго. Назло конкурентам, втайне мечтающим об их скорейшем разорении.

– Пока у людей есть энтузиазм, есть желание работать, – говорит глава автопредприятия, – мы будем заниматься перевозкой пассажиров, как бы ни было трудно выживать в нынешних экономических условиях.

– Именно такой, социально ориентированный бизнес власть должна всячески поддерживать, – считает глава района Геннадий Непомилуев. – Услуга по перевозке пассажиров нужна людям, особенно на периферии. Администрация постарается чем может помочь предприятию в достройке производственной базы. Важно в любом случае сохранить необходимую для селян услугу по перевозке пассажиров. Кстати, мое глубокое убеждение, что автобусником нужно родиться, это, можно сказать, особая порода людей, далеко не каждому дано ежечасно, ежедневно нести на себе бремя ответственности за десятки людей, находящихся в салоне.

Характерно, что у автобусников есть свое «лобби» и из числа местных жителей. Любопытный пример. Водитель автобуса Верховажье – Пежма вышел на пенсию, после чего уволился, и маршрут на пару недель был вынужденно закрыт. Население приняло такое решение в штыки, уполномочив сельскую власть требовать возобновления рейсов. Тем самым селяне проголосовали за сохранение регулярного автосообщения внутри района. Как бы сложно это не оказалось. Пока проблема решена лишь частично, за счет внутренних резервов предприятия. Сейчас важно найти надежного человека для замещения вакансии. А пока Виктор Фоминский готов отправлять «Газель» по первому требованию морозовцев, если наберется хотя бы шестеро-семеро пассажиров.

То есть автопредприятие сумело сохранить все социально востребованные маршруты: шелотский, коленгский и пежемский. Из них в той или иной мере прибыльным можно считать лишь шелотский. Что объяснимо: он доставляет в райцентр и обратно жителей четырех сельских поселений: Шелотского, Липецкого, Чушевицкого и Верховского. С другой стороны, этот рейс и самый сложный с точки зрения дорожных условий. Точнее, его отдельные участки, вроде Сметанино – Верховажье. В распутицу после здешних ухабов частота ремонтов техники гораздо выше среднестатистической. К слову, в такие сезонные периоды конкуренты – « бомбилы», «леваки», кто как назовет, фактически в полном составе временно перестают предоставлять услуги по частному извозу – берегут свои автомобили до лучших времен. А автобуснику кровь из носу нужно выезжать на маршрут при любой погоде, в любое бездорожье.

Наверное, стоит добавить, что специализированное предприятие Фоминского в буквальном смысле слова является своего рода регулятором цен на автоперевозки, в первую очередь, внутри района. Точнее, не допускает их резкого роста. Конкуренты из числа нелегальных «извозчиков» при оплате клиентами их услуги ориентируются как раз на официальную стоимость проездного билета у автобусников. Нетрудно предположить, что если, не дай бог, уйдет Фоминский с рынка пассажироперевозок, цены тут же пойдут вверх и, скорее всего, через пару лет услуга станет недоступной для среднестатистического деревенского жителя.

В мастерской автопредприятия

Автобус на эстакаде

Владимир Басов.     
«Верховажский Вестник».                         №12 / 17февраля 2016 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий